Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Как взрослые могут помочь ребёнку с РАС лучше понимать то, что ему говорят?

Ребёнку с РАС нелегко дается обработка информации. Это происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Есть несколько методов, которые помогают ребёнку лучше понимать, что говорят ему другие люди.

Говорите как можно меньше и как можно медленнее

Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребёнком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В своем сообщении выделяйте ключевые слова, акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов. Можно показать на предмет, который обозначает ключевое слово.

Если ребёнок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова и просто, например, обозначать любимые игрушки и еду ребёнка. При этом очень важно тут же давать ребёнку то, что вы обозначили. Если внимание ребёнка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл.

Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями, чтобы у ребёнка было время обработать эту информацию, обдумать свой ответ.

Помогают ребенку понять, что ему говорится и жесты, сопровождающие речь. Например, предлагая ребёнку попить, взрослый может сделать жест, как-будто он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове "да", мотание головой при слове "нет", махание рукой при словах "привет" и "пока".

Когда вы говорите с ребёнком о других людях, например, "бабушка остается здесь", можно одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребёнком.

Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.

Такие приемы коммуникации специалисты реабилитационного центра используют на занятиях с детьми с расстройствами аутистического спектра, стараясь найти наиболее подходящий для каждого ребенка способ, поддержания коммуникации.

Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст